Menu Content
 
 
Информационно - аналитический портал ALLONSTON.INFO
 
 

Да исправится молитва наша!

Да исправится молитва наша!

Накануне Дня святого Георгия Победоносца я узнала о важном для истории Осетии событии – начале восстановления православного Георгиевского храма в отдаленном селе Северной Осетии – Старый Батако. Это село находится практически на границе с Республикой Ингушетия. С давних пор и до наших дней оно является своего рода форпостом Осетии на восточных ее границах. В книге Б.П. Бетрозова «Переселение осетин с гор на плоскость» об основании селения написано: «Партия переселенцев из левобережных плоскостных сел состояла исключительно из фарсаглагов, большинство из которых находилось на русской службе. Они во главе с прапорщиком Бада Кадиевым в 1844 году на самой восточной окраине Осетинской равнины рядом с аулом Муссы Кундухова основали селение Батакоюрт. С 1827-1829 гг. здесь находились ингушские аулы старшин Батако Акмурзаева и Цицил Жантемирова». В 40-е годы по распоряжению владикавказского коменданта аулы были переселены на другое место. «Хотя земля эта и тагаурская, - писал комендант, - но была поселена с древнего времени назрановскими аулами, которые ныне я перевожу в урочище Саби-юрт, что на северной оконечности Ачалуковского ущелья». Непосредственным поводом для перевода ингушских селений послужили якобы тайные сношения с Шамилем». Жизнь осетин-поселенцев находилась в постоянной опасности из-за частых нападений. По признанию старожилов, те места были пристанищем банд, воров и абреков. Наверное, именно поэтому здесь поселились люди, отличающиеся особой крепостью духа и самоотверженностью.

Храм, о котором пойдет речь, был построен в Батакоюрте в середине 19 века греческими строителями из определенной породы камня, которую в те времена добывали в карьере между Раздзогом и Заманкулом. Вот какие архивные сведения по церкви Батакоюрт были предоставлены Центру по охране памятников культуры и архитектуры РСО-А:

«Согласно «Терского календаря», на 1910 год.

В документах архивного фонда «Комитета для разбора личных и подземельных прав горцев Военно-Осетинского» округа указывается, что по данным на 1856 г., христианскому аулу Батакоюрта земля была отмежевана в 1856 году в количесвтве 5 тыс. 585 дес., из которых 80 дес. – для церкви и школы.

Всего дворов в с. Батакоюрт за данный период – 155.

Первое освящение церкви состоялось в 1864 г. – Церковь во имя св. Георгия была освящена 23 апреля (6 мая)».

Немаловажным является тот факт, что храм этот был основан в смутные времена еще и с духовной точки зрения. Для прояснения картины обратимся еще раз к истории зарождения христианства на Кавказе. Как известно, оно зародилось там в начале I века от. Р.Х. «пламенной проповедью Андрея Первозванного». Именно с именем святого апостола Андрея связан древнейший период распространения учения Христа на Северном Кавказе. Далее новый расцвет христианства произошел спустя несколько столетий во времена правления Юстиниана Великого (VI в.) и проникновения на Кавказ высокой византийской культуры. Еще в начале IV в. Святая Нина распространила новое учение в Южной Осетии. В XIII в. утверждению христианства на северных склонах Кавказских гор особенно способствовала царица Тамара. Бесценный дар царицы аланам – икона Моздокской-Иверской Божией Матери. В то же время возникает Тмутараканское Славянское княжество (на Таманском полуострове), при посредничестве которого население Северного Кавказа вступило в общение с Русской Православной Церковью. Была образована Аланская епархия с центром в горном ущелье Большого Зеленчука.

Таким образом, христианство распространялось среди горцев и крепло до X в. включительно, до тех пор, пока не начались многочисленные мрачные завоевания монголо-татар, а впоследствии и турков. Естественно для завоевателей первоцелью было уничтожение любых проявлений иной веры, и большинство храмов было стерто с лица земли и уничтожено. Однако, по историческим свидетельствам, «непогасшие огоньки христианства, вопреки всему, еще долго продолжали светиться на руинах аланских городов».

Далее времена русской колонизации на Северном Кавказе открыли новый период в истории распространения христианства. Русская Православная Церковь вела широкую миссионерскую деятельность среди горских народов. В 1735 г. была заложена Кизлярская крепость, а в 1738 г. – Крестовоздвиженский монастырь. В 1745 г. образовалось Осетинское подворье. Осетинская духовная комиссия, а затем и Моздокско-Маджарская епархия во главе с епископом Гаем вели работу среди потомков алан-осетин, более других горских народов сохранивших «пережитки христианских верований в своих религиозных воззрениях».

Впоследствии, на протяжении всего XIX в., велась огромная миссионерская работа по восстановлению веры православной на Северном Кавказе. Астраханская, затем Донская, Кавказская (позже Ставропольская и Владикавказская) епархии трудились в тяжкой борьбе с внутренними (старообрядцы, сектанты) и внешними (воинствующее течение ислама - мюридизм) врагами. Православные иерархи основывали храмы, работали над школьным просвещением, создавали миссионерские братства, заботились о духовно-учебных заведениях и переводили богослужебные книги на языки горцев. Георгиевский храм селения Батакоюрт был основан в период нахождения осетинских приходов в составе грузинского экзархата. Только в 1875 г. была образована самостоятельная Владикавказская епархия.

Из данного экскурса следует, что именно в смутное и политически, и духовно время осетины-переселенцы обосновались в селе Батако, также называемом тогда Владимирским, и основали свой православный храм. Обратимся теперь к истории разрушения этой Георгиевской церкви. К несчастью, она повествует нам мрачные, и даже кровавые, свои страницы. В начале 20 в., приблизительно в 1918-1919 гг. – период гражданской войны, осетины постоянно подвергались нападкам своих менее миролюбивых «соседей». Еще не укрепившаяся окончательно на Кавказе советская власть, очевидно, тоже не способствовала подавлению подобных междоусобиц, особенно обострившихся на фоне тяжелого периода безвластия и хаоса. Жители селения Батакоюрт несли свой дозор денно и нощно, являя собой примеры мужества. Им удавалось отражать все нападения до одного весьма прискорбного происшествия. Не будучи в силах завоевать Батако, враги совершили обманный маневр. Естественно, очевидцев той кровавой драмы уже нет в живых, поэтому существует некоторая неточность в изложении дат. По рассказам старейшин села стало известно, что в один из дней, в вышеуказанный период, прошел слух о нападении на селение Ольгинское. Батакоевцы снарядили отряд из наиболее сильных бойцов и бросились на помощь ольгинцам. После того, как ополченцы покинули село, в него вторглись бандиты, которые сумели подавить сопротивление немногочисленных воинов и учинили «суд» над женщинами, детьми и стариками. Бесчинствуя и творя свое черное дело, они приблизились к храму. И здесь свершилось поистине кощунственное событие. Святая Георгиевская церковь была осквернена вторженцами, затем сожжена. А расправа, учиненная над настоятелем церкви, просто-напросто приводит в содрогание. По воспоминаниям старцев, тут же, на пороге храма, была замучена и убита женщина с ребенком. Говорят, что даже после обнаружения тел погибших невозможно было расцепить руки матери и ребенка, намертво сплетенные в их ужасной кончине. К сожалению, не удалось еще точно установить личность убиенного мученика–священника. По данным, предоставленным директором Центра по охране памятников архитектуры и истории РСО-А Габоевой Л.Р., стало известно следующее.

В начале 20 в. в Георгиевской церкви селения Владимирское (Батако) служил священник Михаил Дзахов. В 1914 из Ольгинского был переведен Георгий Боциев, которого сменил некий Накусов. Именно этот последний из известных священников селения Батако, предположительно, и принял мученическую смерть за веру Христову и принадлежность свою к осетинской национальности.

К сожалению, после произошедшего большинство жителей Батакоюрта переселились в более безопасное место, образовав селение Новый Батако. Сегодня в селении Старый Батако около 500 дворов. Все время после произошедшей трагедии и до наших дней церковь представляла собой руины и, естественно, не функционировала. Старожилы рассказывают, что в период СССР, в дни активной антирелигиозной пропаганды, эти развалины не раз хотели окончательно сравнять с землей, но память и почтение перед прахом предков и невинно убиенных своих односельчан становилась преградой на пути и у этих новоявленных разорителей святынь. Таким образом основание церкви было сохранено.

В 1998 году храм был обнаружен группой студентов во главе с руководителем Людмилой Руслановной Габоевой, которая и начала заботу свою о поруганной церкви. Много было обращений и к представителям властных структур, и к представителям духовенства, однако обещания ничего не давали, и церковь оставалась в таком же плачевном состоянии, пока волею судьбы на этом благом поприще не сошлись несколько инициативных людей. Благодаря усилиям семьи Тогузовых, в лице брата и сестры Таймураза и Дзерассы, 6 мая с.г. прошла первая служба в честь св. Георгия Победоносца в с. Батако. Событие это имеет особую ценность еще и потому, что служили в храме на осетинском языке. Немалая заслуга в этом и Раисы Михайловны Каргиевой, внештатного корреспондента газеты «Православная Осетия», которая является автором нового перевода акафиста Святому Георгию Победоносцу, переведенного еще до революции на осетинский язык великим пастырем и просветителем осетинского народа Харлампием Цомаевым. (Каргиевой Р.М. был произведен перенос древнего текста акафиста с латинской основы на кириллицу, и в том числе - редакторская правка).

После службы на осетинском языке, которую вел отец Леван из Ильинской Церкви г. Владикавказа, прошла еще одна служба с крестным ходом вокруг церкви и освящением ее восстанавливаемых стен. Отец Сергий, приехавший из Беслана, освящал храм и склоненные головы мирян, благословляя на служение народу и вере. Все присутствовавшие чувствовали особенную радость, а некоторые селяне даже называли происходящее чудом, ведь прошло уже столько лет с тех пор, когда по округе раздавались церковные песнопения. Трудно описать те смешанные чувства восторга и почтения, которыми светились глазенки местных детишек. Они буквально прильнули к священнику и с зажженными свечами внимали словам Святого Писания.

Когда торжественные богослужения закончились, мы обратились к Таймуразу и Дзерассе Тогузовым. Выяснилось, что эти люди не являются выходцами из с. Батако. «Мы – ардонские», - заявил нам Таймураз. На вопрос, что же побудило их начать заботу об этой заброшенной церкви, они с недоумением ответили: «Какая разница, кто откуда? Это же Осетия… Мы просто узнали об этом храме и о трагедиях, которые здесь произошли, и поняли, что должны помочь». Владыка Феофан благословил Дзерассу на это благое начинание. Вот уже больше месяца она вместе со своим братом привлекает силы и собирает средства (свои, своих друзей, незнакомых людей) на восстановление храма. Церковь строится всем миром, и это замечательно.

На данный момент возведены временные стены (дальнейшее восстановление стен и купола будет вестись из того же камня, что и разрушенные части храма) и поставлена решетчатая дверь в церковь. Внутри расчищено место алтаря, сооружено некое подобие иконостаса в виде двух стендов с образами Спасителя, Богородицы, св. Георгия Победоносца, а также поставлен Крест в человеческий рост, покрытый особым составом, который позволит защитить дерево от сырости и осадков. Примечателен тот факт, что большую часть строительного материала выделил осетин-мусульманин (!), который сразу же без лишних слов проникся происходящим и оказал помощь, предоставив также и рабочих из своей фирмы. Помощь также оказали: ОАО «Владикавказстрой» (Ю. Асланиди), ОАО «Владикавказский завод силикатного кирпича» в лице руководителя Ф. Кудзоева, Родильный дом №2, налоговая инспекция, сотрудники которой тоже принимали участие в сборе средств, и многие другие частные лица. В душу запала фраза, сказанная Дзерассой Тогузовой: «До тех пор, пока в наших храмах будут гулять свиньи, они будут и в наших душах…» Были упомянуты все трагические события последних лет, и явственно выступила на первый план проблема духовного обнищания и утраты благих традиций. «Все наши проблемы идут отсюда», - добавила наша собеседница, указав рукой на церковь. И трудно найти здравомыслящего человека в современной Осетии, который бы не согласился с ней.

Как разовьются дальнейшие события вокруг Георгиевской церкви с. Батако, покажет время. Одно можно сказать с уверенностью – благая основа положена. Добро, родившееся в душах разных людей, никак не связанных друг с другом, но объединенных во имя возрождения поруганной святыни, слезы страдальцев и забота о будущем – вот, в чем суть происходящего. Только добродетель в сегодняшней обостренной политической обстановке является преградой на пути зла. Помолимся же за Осетию, братья и сестры во Христа! Да исправится молитва наша!

Милена Тедеева

Огромная благодарность Габоевой Людмиле Руслановне за предоставленные материалы.

Были использованы следующие источники:

1. «Переселение осетин с гор на плоскость», Б.П. Берозов, г. Орджониикдзе, 1980 г.;

2. «Осетия», историко-этнографический справочник, Санкт-Петербург, 1998 г.

3. Данные из архивного фонда Северной Осетии по устному запросу за 03.02.06 г.

 
 

Молодёжное движение за возрождение Алании КЪОРД