Menu Content
 
 
Информационно - аналитический портал ALLONSTON.INFO
 
 

Статья Натальи Соколовой о ситуации вокруг т.н. "осетиских дискотек" в Москве

Имеем ли мы право?...


Имеем ли мы право… После Бесланской трагедии прошло вот уже 6 месяцев, а боль в наших сердцах не утихает. Трудно говорить о горе матерей, потерявших в первые дни сентября своих детей. К сожалению, еще не все из них похоронены, не все найдены и опознаны.
Не так давно в Москву приезжала инициативная группа "Матери Беслана". Агентство "Росбалт" провело конференцию, на которой представители этой общественной организации смогли рассказать журналистам о цели своего приезда и о встречах в Москве со столичными чиновниками.
Очень много претензий и обращений было высказано к президенту РСО-Алании Александру Дзасохову, его бездействие до сих пор не укладывается ни у кого в голове.
Одна из женщин, Эмма Тагаева, очень четко определила, зачем же все-таки они прибыли, сказав: "Принято считать, что в Москву ездят за правдой. Но мы страшную правду о гибели наших близких давно знаем, и приехали мы в Москву не за правдой, а за справедливостью. Как можно смириться с тем, что до сих пор никто, кроме рядовых милиционеров, за Беслан не наказан? …Когда мы встречаемся с президентом, он говорит: "Пусть следствие докажет мою вину, и тогда я уйду", неужели он не понимает, что мы обращаемся к его совести, а не к Уголовному кодексу?"

После конференции в "Росбалте" "Матери Беслана" побывали в московской диаспоре, где тоже выступили с обращением к В.В. Путину - "человеку, которому мы сегодня доверяем".
На этой встрече было огромное количество осетинской молодежи, и каждый из них в тот момент разделял боль и отчаяние женщин, которые рассказывали о своих детях.
Из обращения к Путину:
"Каждый день, сотни материнских сердец в Беслане разрываются от горя. Всем не дает покоя вопрос: кто? каким образом? Кто в ответе за то, что бандиты беспрепятственно проехали к школе? Кто в ответе за безответственность и бездарность, лживость наших руководителей, силовых структур, которые привели к столь многочисленным жертвам? Кучка нелюдей, под носом районного отделения внутренних дел среди бела дня спокойно захватывает целую школу! Эти ничтожества показали недееспособность, гнилость республиканских силовых ведомств".
Вот она, правда. И подтверждение тому, что должно пройти немало времени, чтобы болезненная память о Беслане стала утихать.
А совсем недавно, родителям погибших детей пришлось переживать заново всю ту остроту боли, которая казалась уже в прошлом. На городской бесланской свалке были найдены вещи, в которые первого сентября они одевали своих детишек. Многие нашли там кофточки, обувь, пиджаки, рубашки похороненных уже ребят. "Полгода назад родителям сообщили, что весь мусор из школы чуть ли не через сито просеяли…" - говорит Сусанна Дугиева, председатель родительского комитета.
Весь этот ужас, переживаемый вновь и вновь, говорит лишь об одном: слишком мало времени прошло, чтобы все стало забываться. Наверное, придет тот момент, когда родители, стоя у окна, перестанут ждать своих детей и бредить во сне, когда они привыкнут к мысли, что в этой жизни им уже не встретиться. Но, а пока нам остается лишь поддерживать их, сопереживать, помогать и скорбеть вместе с ними по погибшим детям.

В московские больницы приезжает довольно много детей, пострадавших в Беслане. Кто-то из них - на обследование, а кому-то предстоят операции, в которых они нуждаются. Состояние здоровья детей разное, многие чувствуют себя намного лучше, а некоторым пока еще трудно адаптироваться в привычной среде. Но каждый из ребятишек продолжает бороться за свою жизнь!
Первые дни пребывания в столичных больницах были очень тяжелыми, и все об этом хорошо помнят. Дети поступали в критическом состоянии, находясь буквально на грани жизни и смерти, им делали самые необходимые операции, чтобы спасти их. Но у многих до сих пор не смогли вытащить осколки из поврежденных органов, кто-то нуждается в пластической хирургии. На все на это необходимы деньги, и немалые.
Хотелось бы рассказать об одном таком человечке — Глебе Тотонове. У него минно-взрывная травма, открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, перелом лобной кости, осколочные ранения головы, шеи, осколок в лобной доле головного мозга. Обнаружены инородные тела в левом глазе. Мальчик не слышит левым ухом и нуждается в операции по субтотальной перфорации барабанных перепонок. Профессор Морозовской детской клинической больницы сказал, что шансы минимальны, но попытаться все-таки нужно, так как осколки еще остались. Глеб Тотонов обязан приезжать в Москву каждые полгода, чтобы проходить обследование в отделении нейрохирургии РДКБ (Российская детская клиническая больница) г. Москвы, рассказывает его мама Марина Кодзоева. Этот их приезд второй, "первый раз мы были в РДКБ. Мы еще ездили отдыхать в Италию, но восхищение этой страной возникло только тогда, когда приехали в Беслан и почувствовали весь этот негатив". Сейчас Марина со своим 4—х летним сыном Глебом находятся в Морозовской больнице. Поездка в Италию дала им возможность не только посмотреть одну из самых красивых стран, отдохнуть, но и сравнить итальянских врачей с российскими. Марина, не задумываясь, отвечает на вопрос, какие же медики понравились ей больше: "После итальянских врачей наши врачи просто на высоте. Там больше придают значение эстетической стороне, а с чисто профессиональной точки зрения, мне кажется, что наши врачи более квалифицированные…".
Глеб Тотонов — это один из счастливчиков, которому удалось выжить. Именно ему и его маме "Ассоциация Молодежи Осетии" передала деньги, собранные ими от дискотеки, проведенной 23 февраля в столичном клубе "Коко".
Но сколько еще детей, которых просто-напросто не могут найти?! Сколько тех, кому предстоят тяжелые операции?! А сколько еще неопознанных и соответственно не похороненных?!
Прошло полгода, но боль также сильна. Пускай, сегодня не в каждом выпуске газет публикуют статьи о бесланских детях, не каждый день по телевидению мы видим сюжеты о несчастных матерях, израненных душах детей, которым удалось спастись. Но это вовсе не означает то, что мы забыли тот день, что мы не соболезнуем и не помогаем всем, кто нуждается в этом. Республика в трауре, каждый осетин, живущий за пределами родины, обязан помнить и хранить в душе скорбь и сострадание, а также уважение к чужому горю.
Имеем ли мы право сейчас веселиться, организовывать развлекательные мероприятия для молодежи, пускай и с благими целями?! В Москве мнения по этому поводу разошлись: представители "Ассоциации Молодежи Осетии" считают, что жизнь продолжается, несмотря на трагедию в Беслане, а настоятель Аланского Подворья г. Москвы священник Саурмаг Баззатэ совместно с Молодёжным движением за возрождение Алании "КЪОРД" придерживаются противоположного мнения, называя, организованную осетинскую дискотеку позором и кощунством. Такой же раскол произошел и в отношении к мероприятию осетинской молодежи Москвы. Но большинство склоняется к позиции организаторов дискотеки - братьям Руслану и Алану Цоковым. 23 февраля в клубе собралось около 300 человек. При этом хотелось бы напомнить, что в митингах, проходивших летом 2004 года за свободу и независимость Республики Южная Осетия, участвовало по 20-50 человек максимум.
Общественные молодежные организации выступили с обращениями к московским осетинам, и каждая из них привела свои доводы. Хотелось бы сразу отметить, что реакция священника Саурмага Баззатэ и "КЪОРДа" была незамедлительной, после объявления о предстоящем мероприятии они открыто выступили с обращением.

Из обращения священника Саурмага Баззатэ и "КЪОРДа":
"Мы на фоне кровавых Бесланских событий убеждены, что выразим позицию многих, призвав всех вас к осуждению и активному бойкотированию этого мероприятия как крайне неуместного, аморального, жестокого и безнравственного действия… Дорогая наша молодёжь! Нуждается ли в объяснениях то обстоятельство, что ужас Бесланского геноцида является нашим чрезвычайным общенациональным горем и позором, истоки, причины и результаты которого мы не имеем права когда-либо забывать если желаем по реальному достоинству называться людьми. Призываем всех вас отнестись к Бесланской трагедии как к своему личному горю в самом буквальном смысле слова и, в частности, исполнить традиционные национальные и церковные правила траурной памяти в течении как минимум 1-го года с дней трагедии…"
К сожалению, подобное мнение о так называемой осетинской дискотеке разделяет меньшинство. Побывавшие там представители молодежи аргументируют свое позицию тем, что в сентябре — октябре они активно помогали прибывшим в столичные больницы ребятишкам, работали в штабе помощи и теперь имеют права на отдых. Другие же считают, что дискотека — это так называемое землячество, где осетины встречаются, общаются, знакомятся. Но почему тогда приглашается диджей из Владикавказа, который ставит танцевальную музыку, почему молодежь танцует, пьет, курит, раз это "благотворительная" встреча земляков?!

Из обращения "Ассоциации Молодежи Осетии":
"Все мы скорбим по людям, утратившим жизнь, здоровье, семью, детей в этой ужасной трагедии и мы тоже искренне молимся. Но жизнь продолжается и, к счастью, после этой трагедии остались живые люди, которым нужна поддержка и существенная и материальная. Люди, составляющие "Ассоциацию Молодежи Осетии", а так же люди, которые поддержат нас, придя на это событие, дадим понять, что мы продолжаем жить, и не боимся идти дальше, но мы помним и символом нашей памяти является перевод средств, собранных на этом мероприятии, в помощь мальчику, пострадавшему в этой трагедии, но выжившему. Мы чтим мертвых, но ориентируемся на живых".

Странно то, что люди, для которых священник и настоятель Аланского Подворья Саурмаг Баззатэ не является авторитетом, и на мнение которого они не обратили ни малейшего внимания, организовывая вторую подряд дискотеку 8-го марта, говорят о молитвах и Боге. Многие из них посчитали обращение Саурмага резким и неподобающим его сану, но, интересно, чего они ожидали от возмущенного и задетого "за живое" человека - священнослужителя?! И почему положение Саурмага, его сан не остановили их, не дали повода задуматься о том, что они делают?!
Хотелось бы отметить еще одно очень необычное обстоятельство, сначала дискотека называлась просто "осетинской", а когда появилось обращение настоятеля Аланского Подворья и Молодежного движения, то она превратилась в "осетинскую благотворительную". Но тут же возникает вопрос: неужели обязательно веселиться: танцевать, гулять во всеуслышание, чтобы собрать деньги? Или можно было тихо посидеть в любом московском кафе, помянуть пострадавших, погибших в бесланской трагедии и собрать те же деньги? И пользы, наверное, было бы больше, ведь для того, чтобы провести дискотеку, как я понимаю, необходимо заплатить за аренду, за работу - диджею, и при этом себя не обидеть.

Подобный раскол в мнениях не сыграл на руку организаторам, многие отказались афишировать проведение второй дискотеки 8-го марта, поэтому "Ассоциацией" была предложена другая формулировка названия этого мероприятия. Теперь она звучит так: "8 марта по случаю празднования Международного женского дня состоится встреча осетинской молодежи, которая будет проходить в г. Москве в клубе "КОКО" по адресу: ст. м. Проспект мира, Олимпийский пр-т,16, СК "Олимпийский"-между 2 и 3 подъездом. Планируется организация и проведение концертной программы!" Уважения подобные метаморфозы не вызывают.

Безусловно, картина происходящего должна быть объективна. Именно поэтому я обратилась к представителю президента Республики Южная Осетия в Москве Дмитрию Николаевичу Медоеву.

- Дмитрий Николаевич, имеем ли мы моральное право, сейчас проводить подобные увеселительные мероприятия, как вы считаете?
- После трагедии в Беслане мы обязаны помочь всем, кто нуждается в этом: и бывшим заложникам, и людям, потерявшим своих близких. Московская осетинская община продемонстрировала свою готовность к помощи всем пострадавшим и их близким. После трагедии, в первых числах сентября был организован штаб помощи в столичном культурном центре, куда мог обратиться любой. Ребята, организующие дискотеки, ставили перед собой благородную цель: помочь ребенку. Но помощь можно оказать по-разному: одно дело всю ночь разгружать вагоны и вырученные деньги отдать на операцию, и совсем другое - танцевать и веселиться. Мне кажется, это не совсем правильно. С другой стороны есть обычай, о котором говорил священник. В Осетии общепризнанно, что траур длится год, тем более по безвинно погибшим детям. Обычай есть обычай.
Но, к сожалению, несмотря на мнение уважаемых людей, ни одна дискотека в Москве не была отменена. Быть может, кто-то из молодых людей, побывавших на одной из них, 23 февраля или 8 марта, задумается, имеет ли он право веселиться в тот момент, когда у него на Родине оплакивают погибших детей.

Наталья Соколова
 
 

Молодёжное движение за возрождение Алании КЪОРД