Menu Content
 
 
Информационно - аналитический портал ALLONSTON.INFO
 
 

Игорь Гиоргадзе: Хочется самому выстроить свое государство

Игорь Гиоргадзе: Хочется самому выстроить свое государство

Игорь ГиоргадзеЗа бывшим шефом госбезопасности Грузии власти этой страны охотятся по всему миру. Сам он надеется стать президентом и прекратить вражду Грузии с Россией

Человек, которого одни грузинские политики сравнивают с бен Ладеном, а другие считают будущим спасителем страны, уже около 11 лет находится в международном розыске и постоянно меняет свое местонахождение. Сын советского генерала-пограничника, Игорь Гиоргадзе в 1973 году окончил Высшую школу КГБ в Москве и был направлен в Грузию. В 1980-1981 годах участвовал в афганской войне в составе отряда спецназначения "Каскад". На момент распада СССР Гиоргадзе имел звание генерал-лейтенанта КГБ. После свержения первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа г-н Гиоргадзе поддержал пришедший к власти Военный совет ("триумвират"), члены которого в марте 1992 года пригласили в Тбилиси Эдуарда Шеварднадзе. В 1993 году Гиоргадзе был назначен главой Службы безопасности Грузии.

29 августа 1995 года рядом с автомобилем Шеварднадзе во дворе здания парламента был подорван тротиловый заряд. В результате взрыва никто не погиб, Шеварднадзе получил несколько легких ранений лица и рук (от разбитых стекол). Через несколько дней Игорь Гиоргадзе был смещен со своего поста и улетел из Грузии с российского военного аэродрома в Вазиани. Вскоре он был объявлен в розыск по обвинению в организации этого теракта. Впоследствии г-н Гиоргадзе был также заочно обвинен в организации убийств политических деятелей и подготовке госпереворота. По его словам, с 1995 года он был вынужден скрываться в 8 различных государствах. В 2001 году сторонники Гиоргадзе в Грузии создали оппозиционную партию, которая с 2003 года носит название "Справедливость". Под патронажем Гиоргадзе действует также движение "Анти- Сорос" и благотворительный фонд.

23 мая 2006 года Владимир Колесников (на тот момент - замгенпрокурора РФ) сообщил: Россия может предоставить Игорю Гиоргадзе политическое убежище (здесь и далее выделено КЪОРДом). МИД Грузии немедленно заявил по этому поводу протест российскому послу Владимиру Чхиквишвили.

"Московским новостям" удалось встретиться с Игорем Гиоргадзе на территории одного из государств бывшего СССР.

- Участник свергнувшего Звиада Гамсахурдиа "триумвирата" Джаба Иоселиани в своей книге "Три измерения" писал, что в Грузии вы были известны под прозвищем Командор. Это так?

- Это было не прозвище, а позывной. В 1992 году я еще не был главой Службы безопасности Грузии, руководил собственной силовой структурой. В стране шла гражданская война. Естественно, у каждого, кто в этом участвовал, был позывной - у кого-то, например, Душман, у меня вот - Командор. Ну, ребята привыкли к этому, и уже после гражданской войны, когда я был назначен министром, продолжали меня так называть.

- В 1996 году в России было возбуждено уголовное дело в отношении генерал-полковника Федора Реута, который с 1992 года командовал войсками Закавказского военного округа и, по версии обвинения, незаконно передавал Грузии оружие и военную технику. Тот же Иоселиани утверждал, что "получателем" оружия были вы. Это так?

- К словам Иоселиани надо относиться с большой осторожностью. На самом деле мы действовали по методике, существовавшей тогда на всем постсоветском пространстве. Мы взяли в окружение бригаду спецназа ГРУ, дислоцированную в Лагодехи, и держали ее в осаде около 3 месяцев. Это была не антироссийская политика. Просто мы имели достоверные данные, что это оружие должно было быть продано в Азербайджане так называемым "Серым волкам" (турецкое ультранационалистическое движение. - "МН"). Это было оружие спецназа, которого у Грузии не имелось, и мы сочли, что продать его в соседнюю республику будет несправедливо.

Мы добились того, что Грузия в 1992 году заключила договор с Минобороны России, которое тогда возглавлял Павел Грачев, и оружие спецназа было - пусть и слегка вынужденно - передано нам. Кстати, после того, как я ушел с поста министра безопасности Грузии, оружие это было беспощадно разбазарено и распродано.

- Как вы в целом оцениваете действия вооруженных сил Грузии во время грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов?

- Я считаю, и грузино-абхазский, и грузино-осетинский конфликты трагедией, которая была результатом преступной политики тогдашних руководителей Грузии. Я был свидетелем того, как начинался грузино-абхазский конфликт. К августу 1992 года я находился, грубо говоря, под крышей Минобороны Грузии, создавал там параллельную структуру безопасности. Официальный предлог для ввода войск в Абхазию был следующий - нужно остановить разграбление поездов на Закавказской железной дороге. Я был одним из тех, кто доказывал Шеварднадзе, что ввод войск на территорию Абхазии - это начало войны, и никакие грузы не оправдывают этого. Я предлагал такой вариант. Создать для охраны дороги интернациональный сводный батальон - рота МВД Абхазии, рота из Грузии и рота из России. Но этого не было сделано. Задним числом понятно, что Шеварднадзе искал выход из гражданской войны - противостояния "звиадистов" и его власти. Чаша весов могла склониться в сторону сторонников первого президента, и этому способствовали во многом русские военные, которым Шеварднадзе стоял поперек горла. И до сегодняшнего дня многие не могут простить ему вывод войск из Германии, 250 тысяч бесквартирных и бездомных офицеров. Шеварднадзе видел, что затянувшийся конфликт мог сделать его нелегитимным на территории Грузии. И он нашел врага в лице абхазских "сепаратистов".

- Уже после окончания войны в Абхазии, в январе 1994 года, стало известно о смерти Звиада Гамсахурдиа. По вашим данным, он был убит или покончил с собой?

- В декабре 1993 года Гамсахурдиа находился в Западной Грузии. Мое спецподразделение вышло на его след. Мы окружили местность, где он находился. Я позвонил Шеварднадзе и сказал: "Завтра я могу провести спецоперацию и задержать Гамсахурдиа". На что я получил ответ: "Живой Гамсахурдиа Грузии не нужен". Даже слабоумному было бы понятно, что это был приказ об уничтожении. Как только я это услышал, я сразу дал команду - снять окружение и вернуться к месту дислокации.

Уже после этого - в ночь с 31 декабря 1993 на 1 января 1994 года - Гамсахурдиа якобы покончил с собой. В январе удалось найти место его захоронения - в хозяйственной постройке одного из селений Мингрелии. Была создана правительственная комиссия, в которую вошел вице-премьер Грузии, ведущие министры и глава прокуратуры. Эта комиссия вынесла заключение, что Гамсахурдиа покончил с собой. Подписи поставили все, кроме меня. Я настаивал, что даже при поверхностном осмотре входящего и выходящего отверстий в голове экс-президента можно было сделать вывод - это было убийство, а не самоубийство. И я не поставил свою подпись.

- Действительно ли личная служба безопасности Шеварднадзе состояла из американцев?

- Не совсем так. Это была услуга американцев за заслуги Шеварднадзе перед ними. Они набрали 50 человек грузин, вывезли их в США, полгода обучали, экипировали самым современным оружием. Программа стоила 6 миллионов долларов. Так в Грузии появилось спецподразделение "Омега", которое, по замыслу США, должно было обеспечивать безопасность Шеварднадзе на случай каких-то экстраординарных событий.

- Вы отрицаете участие в покушении на Шеварднадзе 29 августа 1995 года. Что было в тот день?

- Картина такая. Начиная с 1994 года, расхождения во взглядах на то, как должна строиться Грузия, между мной и Шеварднадзе достигли апогея. На ноябрь 1995 года были назначены президентские выборы. По рейтингам, проведенным в апреле - мае, я намного опережал Шеварднадзе - так же, как опережали его Аслан Абашидзе и бывший глава ЦК Компартии Грузии Джумбер Патиашвили. Мои действия и высказывания свидетельствовали о том, что я как руководитель Службы безопасности Грузии не буду способствовать фальсификации выборов. Легким выходом из этой ситуации было инсценировать покушение на Шеварднадзе и взять под одну гребенку всех его политических противников. После покушения было арестовано около 400 человек. Конечно, на волне этого поиска врагов и при поддержке административного ресурса Шеварднадзе удалось выиграть выборы.

- Люди, которые, по вашим словам, в этом участвовали, живы?

- Да.

- Вы их знаете?

- Это тогдашний министр внутренних дел Шота Квирая и те, кто руководил личной Службой безопасности Шеварднадзе. Они все известны.

В 1997-1998 годах шел процесс над теми, кто покушение якобы совершал и организовывал. В течение двух лет перед судом предстали 14 обвиняемых, 168 потерпевших и 365 свидетелей. Ни один из них не дал показаний против меня и не представил ни одного вещественного доказательства.

- Чем вы занимались и где находились с того момента, как покинули Грузию в 1995 году?

- Иоселиани на весь мир хвастался, что он владеет информацией, на какой подмосковной даче я нахожусь, в какой ресторан хожу и с какими любовницами. Мы эти байки вместе с женой слушали, находясь в Европе, и я не стал ничего отрицать - пусть ищут меня в России, так спокойнее.

На самом деле за это время я сменил восемь стран. Я не скажу, что это были легкие годы, это было испытание на прочность - и меня, и моей семьи, и позиции, которую я отстаиваю. Занимался я только политикой. Бог миловал и не заставил меня заниматься бизнесом. Не потому, что я бездарный бизнесмен, а потому что это не мое.

Труднее всего было объяснить дочери - тогда ей было 13 лет - что с этого дня она должна жить под чужой фамилией. Трудно было сына, который учился в Москве, убедить, что я не под Москвой живу и не встречаюсь с ним не потому, что не хочу, а потому, что мы находимся далеко.

- Вы активно вернулись в политику в июле 2001 года. Ни для кого не секрет, что политическая деятельность стоит немалых денег. Вероятно, какую-то часть грузинского бизнеса вам удалось убедить в том, что вы перспективный политик?

- К большому счастью, очень много способных грузинских бизнесменов с самого начала видели, что такое "розовая революция". Не один я был такой прозорливый и кричал на весь мир: "Люди, нет революции, есть инсценировка". Если бы Шеварднадзе решил просто передать власть наподобие Ельцина - и даже если его преемником был назначен ангел небесный - преемника просто разорвали бы на куски, настолько велика была ненависть к Шеварднадзе. За полтора-два года до назначенных на 2003 год парламентских выборов троицу "Саакашвили - Жвания - Бурджанадзе" вывели в оппозицию. На самом деле это были его последователи - просто более дерзкие. Это видели многие бизнесмены - как внутри Грузии, так и за ее пределами. Вот откуда появились у меня деньги и поддержка.

Во многом через российские СМИ нам удалось разбудить население Грузии. Потому что грузинское телевидение наши акции закрывает. Три недели назад полторы тысячи моих сторонников вышли на административную границу Аджарии и остальной Грузии, к тому самому посту, который торжественно в мае 2004 года снес бульдозером Саакашвили. Нашу акцию показывали 3 секунды - и в таком ракурсе, как будто там стояло 20 человек.

- Какова была цель этой акции?

- У людей требование было одно - эта власть должна уйти. Нужно провести досрочные парламентские и президентские выборы. Не может дальше Грузия скатываться в это болото безработицы, противостояния с Абхазией и Осетией, конфронтации с Россией, борьбы с наукой, с Тбилисским университетом.

Власти не ожидали этого. Они не ожидали, что и в Тбилиси могут выйти на митинг восемь тысяч человек. Мы недавно провели еще акцию матерей - две тысячи женщин собрались перед парламентом с фотографиями убитых этой властью людей. Сопротивление набирает обороты. Поэтому я говорю, что в Грузии будет еще революция, - но она будет уже не розовая, она будет крапивная.

- В России бытует мнение, что среди старшего поколения грузин больше сторонников сближения с Россией, в то время как молодежь ориентируется на Запад.

- Это заблуждение. В нашей партии молодежи очень много. Ведь молодежь видит, к чему привела конфронтация с Россией. Они видят, что их родители, старшие братья и сестры трудятся весь год, получают урожай, а реализовать его не могут. Граница с Россией закрыта. Огромный российский рынок, на который стремятся США, Китай, - не самые последние страны в мире, - вдруг закрыт волевым решением Саакашвили, потому что Россия плохая.

Конфронтацию с Россией организовала группа лиц, которая до сих пор получает зарплаты из карманов Джорджа Сороса. Мы в Грузии получили марионеточное правительство худшего образца. Недавно посетивший Грузию помощник госсекретаря США Мэтью Брайза сказал: мы проводим в Грузии удачный эксперимент по демократии. Но я хочу напомнить - эксперимент предполагает экспериментатора и объект эксперимента. Объект - это мы, жители Грузии. Знаете, я не хотел бы, чтобы надо мной проводили эксперименты, - ни из Москвы, ни из Вашингтона, ни из Парижа. Как-то хочется самому выстроить свое государство.

- Вы неоднократно говорили про бессудные расстрелы людей в Грузии. Что вы имели в виду?

- Например, нашумевшее убийство 28-летнего парня Гергулиани. Он в поисках своей возлюбленной вошел в кафе и, не зная, кто конкретно сидит рядом с его подружкой, на высоких тонах сказал: "А что ты здесь делаешь рядом с этой женщиной легкого поведения?" А эта женщина оказалась женой министра внутренних дел в окружении своей охраны и высокопоставленных чинов. Этой же ночью этот парень был убит. Вместе с другом их вывезли - но тот остался жив. И дал показания.

Или включаю телевизор, смотрю, - в центре Тбилиси, днем, идет погоня за машиной, стрельба. Машина врезается в столб. Выбегают из полицейских машин люди в масках - ну при любой ситуации надо окружить, сказать: "Выходите". А они без всяких разговоров открывают огонь - два трупа, один раненый. Спрашивают на пресс- конференции: кто эти люди? "По нашим данным, они ехали ограбить одну из квартир". Нормально.

- В феврале 2005 года погиб премьер-министр Грузии Зураб Жвания. По вашим данным, это был несчастный случай или убийство?

- Не по моим данным - сейчас в Грузии слепого останови, он скажет, что это было убийство. И семья Жвания это знает. Чего стоит хотя бы ляпсус с переводом заключения экспертов ФБР. ФБР пишет - концентрации газа, которая была в квартире, где нашли мертвыми Жвания и замгубернатора Квемо Картли Юсупова, было недостаточно для смерти двух человек одновременно. Перевод на грузинский - ровно противоположное. Эксперты ФБР якобы делают однозначное заключение - что это была смертельная концентрация.

Все это было предсказуемо - об этом говорил заранее и я. Я, правда, считал почему-то, что первой жертвой падет Саакашвили. Я недооценил его - он оказался более расторопным. Господину послу США Ричарду Майлзу казалось, что "розовая троица" - женщина Бурджанадзе, рядом харизматичный Саакашвили и более умеренный Жвания - достойно представит Грузию. Оказалось, не так. Кстати, госпожа Бурджанадзе сейчас тише воды, ниже травы.

- Вы говорите, что в случае прихода к власти могли бы начать эффективный переговорный процесс с Абхазией и Южной Осетией. Между тем в Абхазии мне приходилось слышать: "Лучше уж Саакашвили, чем Гиоргадзе. Если Гиоргадзе станет президентом, Москва заставит нас договариваться с Тбилиси".

- Абхазия неоднородна, так же, как и Грузия. Если у нас нашлись люди, которые развязали войну, то есть и немалая часть абхазцев, которых пока устраивает нынешнее положение дел. Я не хочу ни критиковать их, ни осуждать, - каждый имеет право на свою позицию. Могу сказать одно: в отличие от нынешних властей, я и мои сторонники говорим не о территориальной целостности, а об объединении Грузии. Это две разные вещи (намеренный сумбур - прим.КЪ.). Саакашвили и его команда хотят просто вернуть территорию, причем силой. Для них главным является воткнуть грузинский государственный флаг на границе с Россией.

Для меня важно, чтобы наши абхазские и осетинские братья помнили, - есть грузины, которые с самого начала были против этой войны (да, дейтсвительно так, но как те нормальные люди не влияли на политику тогда, так и до сих пор не влияют - прим.КЪ.). И что не Грузия воевала против них, а безответственное руководство (более 120 тысяч осетин было изгнано не лично руководством Грузии, и даже не столько грузинскими вооружёнными формированиями, а их же соседями-грузинами - прим.КЪ.). И как Грузии и России Богом предписано быть в дружбе и добрососедстве, - так же и нам нельзя жить в вечной войне. Все конфликты так или иначе урегулируются. Просто мы предлагаем это сделать коротким путем. Мы заявляем, что принимаем статус России как гаранта безопасности абхазов и южных осетин. Мы от этого не становимся агентами Кремля - мы прогрузинские политики, которые хотят мирным демократическим путем вернуть в одну семью насильно поссоренные народы (надо бы уважать мнение осетин, которые не хотят в грузинскую семью, даже если они будут сплошь ангелами, у каждого должна быть своя семья и свой дом - примм.КЪ.). И если по воле грузинского народа наша партия придет к власти - мы имеем в десятки раз больше шансов сесть за стол переговоров и урегулировать конфликт. И это мы считаем главным в нашем нынешнем политическом противостоянии.

- Вы утверждали, что при сохранении нынешнего режима может продолжиться дезинтеграция Грузии - в первую очередь из-за "отпадения" армян Самцхе - Джавахетии и азербайджанцев Квемо Картли.

- В Джавахетии уже несколько раз проводились конференции с требованием предоставления автономии. Этого не было ни при советской власти, ни при Гамсахурдиа, ни при Шеварднадзе. Значит, что-то не в порядке в нашем государстве? И несмотря на то, что руководство Азербайджана старается как-то успокоить азербайджанское население Грузии, я не исключаю постановки такого вопроса и грузинскими азербайджанцами - гразами.

Но дезинтеграция пойдет не только по этому пути. Американские сенаторы, которые побывали в Грузии, отвечая на вопрос одного из корреспондентов, сказали: "Никаких препятствий вступлению Грузии в НАТО без Абхазии и Южной Осетии нет". И власти никак на это не отреагировали. Потому что в их мозгу есть план - мы войдем в НАТО той частью Грузии, которая нам подконтрольна, а с остальным натовские танки и самолеты помогут. Вот здесь наши позиции расходятся. Вы можете вернуть эти территории, но это не будет целостная Грузия. Вы получите Палестину. А мы хотим выстроить Швейцарию.

- Что вы ожидаете от визита Саакашвили в Вашингтон?

Я думаю, что основным предметом разговора между Саакашвили и Бушем будет вопрос урегулирования югоосетинского и абхазского конфликтов. Думаю, что Саакашвили будет просить санкции на силовой вариант, но интуиция подсказывает, что Штаты не дадут ему на это разрешения. Несмотря на это, команда Саакашвили попытается спровоцировать ситуацию в зоне югоосетино-грузинского конфликта. В Абхазии ситуация несколько другая - Абхазия для блицкрига не подходит. А нынешнему руководству Грузии нужна только молниеносная и победоносная война. С точки зрения сугубо военной захват Цхинвали легко осуществим.

- Поддерживаете ли вы дружеские или деловые отношения с Асланом Абашидзе?

- Нет. У нас была встреча после его, так скажем, отъезда из Аджарии, и я понял, что Аслан Ибрагимович ушел из политики.

- Как вы считаете, быть вам президентом Грузии?

- Это вопрос к Создателю, это только он знает. Буду только в том случае, если будет на то воля народа. Если бы я знал, что сегодня кто-то возьмет на себя миссию вырулить Грузию в правильном направлении, я бы с удовольствием пошел рядом с этим человеком и уступил ему первенство.

Дмитрий Старостин, Моссковские новости

 
 

Молодёжное движение за возрождение Алании КЪОРД