Menu Content
 
 
Информационно - аналитический портал ALLONSTON.INFO
 
 

Арабы научились воевать

Израиль ведет войну, плодами которой ему воспользоваться не удастся. Даже относительно успешное завершение операции израильской армии против «Хезболлы» со временем приведет лишь к усилению международного давления на Израиль

Израильская военная операция в Ливане идет полным ходом. ВВС Израиля ежедневно бомбят Ливан, сухопутные подразделения шаг за шагом продвигаются в глубь территории Ливана, встречая ожесточенное сопротивление «Хезболлы». Ракетные расчеты шиитских боевиков тем временем продолжают обстреливать израильские города. Война в самом разгаре. Министр обороны Израиля Амир Перец, по данным израильских СМИ, намерен расширить масштабы сухопутной операции на юге Ливана. Ни Иерусалим, ни «Хезболла» пока не собираются прекращать боевых действий. И все же в общих чертах наиболее вероятный исход этой войны просматривается. Уже сейчас можно говорить о достижении неформального консенсуса всех заинтересованных сторон: и правительство Израиля, и руководство «Хезболлы», и власти Ливана, и активные внешние игроки — США, ЕС, Россия, мусульманский мир — согласны с тем, что в Южном Ливане должны быть размещены миротворческие силы и ливанская армия. Такой сценарий выгоден практически всем участникам конфликта. Именно на таком завершении войны — после уничтожения инфраструктуры «Хезболлы» — настаивает и Израиль. Но после окончания войны еврейское государство в любом случае окажется в стратегическом проигрыше, правда, в Иерусалиме этого пока не осознают.

Ливанское открытие

Израильтяне имеют богатый опыт боевого противостояния с арабами. Им приходилось воевать с армиями всех соседних арабских государств, причем на помощь арабам зачастую приходили подразделения из других, не граничащих с Израилем арабских стран, а также советские и британские военные специалисты. Однако результат этих войн всегда был одним и тем же — полный и быстрый разгром арабов. Так, в 1973 году была посрамлена вооруженная на тот момент по последнему слову техники мощная армия Египта. Египетские солдаты бросали оружие на поле боя и убегали при первых израильских авианалетах на их позиции. Офицеры следовали примеру солдат — во время войны рухнул рынок акций, и военная элита побежала с передовой спасать свои капиталы.

Неоднократно сталкивались израильтяне и с арабскими диверсионными отрядами — египетскими федаинами в 50−х, палестинскими террористами Ясира Арафата, теми же шиитскими «Хезболлой» и движением «Амаль» в Ливане 80−х, боевиками группировок ФАТХ, «Исламский джихад» и ХАМАС во время последней интифады. Итог этих схваток не вызывал никаких сомнений. Палестинцы и другие арабы «хорошо» проявляли себя в терроризме — убийстве мирных жителей и солдат, терактах-самоубийствах и прочих подобных вещах, но всегда пасовали перед израильской военной силой. Израильские власти легко контролировали и палестинское население. Арабы же всегда боялись израильтян и старались бить исподтишка.

Нынешняя война в Ливане неожиданно пошла по совершенно иному сценарию. «Хезболла» выставила против Израиля хорошо обученный и натренированный инструкторами из Ирана спецназ. В Ливане против израильских военных не было терактов-самоубийств. Израиль несет потери в лобовых столкновениях с подразделениями армейского типа, которые хорошо держат удар и эффективно управляются, по-видимому, из единого командного центра. Высокотехнологичная израильская армия при мощнейшей поддержке авиации и артиллерии за месяц войны не смогла окончательно установить контроль над несколькими пограничными ливанскими деревнями. Более того, не был уничтожен и ракетный потенциал «Хезболлы». Шиитские боевики ежедневно выпускают по Израилю сотни ракет, которые достигают уже не только приграничных городов и третьего по величине израильского города Хайфы, но и расположенных в глубине страны Хадеры и Афулы. Израильтяне же, которые ежедневно утюжат весь Ливан с воздуха и проводят спецоперации в центральных районах страны, не могут пока предотвратить эти обстрелы. А ведь, по данным израильских спецслужб, на вооружении «Хезболлы» стоят иранские ракеты, которые способны достичь Тель-Авива, — своеобразный дамоклов меч над Израилем.

В результате израильским официальным лицам пришлось даже изменить риторику. Если вначале высокие военные чины говорили об уничтожении и разоружении «Хезболлы», то теперь упор делается на необходимость отодвинуть боевиков от границы.

Интересы игроков

Парадоксальным образом, хотя в нынешней ливанской войне практически все основные игроки несут ощутимые тактические потери, стратегически эта война на пользу, пожалуй, всем, кроме Израиля. Видимо, поэтому ни одна из ведущих стран мира всерьез не старается ее остановить.

Война выгодна спонсору и патрону «Хезболлы» Ирану. В израильском и американском экспертном сообществе считают, что, собственно, в интересах Тегерана «Хезболла» и развязала войну против Израиля. Затянувшиеся боевые действия не только полностью перевели внимание мирового сообщества с иранской ядерной программы на ближневосточный конфликт, но и продемонстрировали военную состоятельность Тегерана — и в глазах его арабского окружения, и в глазах Запада. «Смотрите, как мы можем», — как бы кивает в сторону «Хезболлы» президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. И все теперь понимают, что Иран — действительно серьезная военная сила. Пускай даже «Хезболла» будет в конце концов разгромлена (что не факт), в любом случае в Вашингтоне теперь куда с большей осторожностью будут относиться к предложениям об организации вторжения в Иран. Война на Ближнем Востоке подняла и дипломатический вес Тегерана. На прошлой неделе Генсек ООН Кофи Аннан обсуждал с Ахмадинеджадом проект резолюции Совбеза по Ливану. По сути это признание значимости политического голоса нынешнего Ирана по ближневосточным проблемам. Прибавляет очков война популярности и лично Махмуду Ахмадинеджаду. Его имя в исламском мире превратилось в бренд, как и имя лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы. Их речи и изображения — ходовой товар на мусульманских базарах.

Махмуд АхмадинеджадВыгодна война в Ливане, как это ни странно звучит, и арабскому миру. Израильские удары в любом случае значительно ослабят военную мощь шиитской проиранской «Хезболлы», которую арабы-сунниты, при всем их одобрении войны с «сионистским агрессором», не считают своей. Война в Ливане подрывает международную репутацию Израиля — арабского врага номер один. Поэтому неудивительно, что арабы довольно осторожно высказываются в поддержку Ливана и не горят желанием оказывать ливанцам военную помощь. Все арабские столицы заняли удивительно мягкую позицию (кроме, пожалуй, вовлеченного в ливанские дела Дамаска). Но и сирийцы ведут себя весьма сдержанно. Они явно не собираются лезть на рожон, ведь, вмешавшись в конфликт, они тем самым попали бы под международное давление, выведя из-под него Израиль. История с выдавливанием сирийских войск из Ливана после убийства Рафика Харири явно многому научила сирийское руководство.

На руку израильское вторжение в Ливан и американцам. США следуют своей излюбленной тактике — решать свои проблемы чужими руками. В данном случае Вашингтон руками Израиля зачищает Ближний Восток от «Хезболлы» — мощного и серьезного инструмента иранской политики. Именно поэтому американцы всемерно поддерживают все действия Израиля в Ливане, организовав беспрецедентную по масштабам и оперативности переброску боеприпасов по воздуху в Израиль. Ливано-израильская война еще плотнее сажает еврейское государство на американский военный и финансовый крючок. Понятно, что рано или поздно израильтянам придется расплачиваться за это сполна. В пользу США играет и приемлемый для всех заинтересованных сторон план грядущего урегулирования конфликта посредством размещения на освобожденном от «Хезболлы» юге Ливана международных миротворческих сил (как вариант — сил НАТО) и абсолютно никчемной ливанской армии. Такой вариант органично вписывается в муссируемые в американском экспертном сообществе проекты перекройки региональных границ на Ближнем Востоке, где Ливан будет важной точкой присутствия. В частности, в Ливане могут быть размещены американские военные базы. Некоторый сирийские аналитики уже предупреждают, что США имеют планы по строительству двух военно-воздушных баз на севере Ливана и в долине Бекаа, а также по созданию военно-морской базы и разведывательного центра в горах Санин, что позволит США взять под контроль весь Ближний Восток и Восточное Средиземноморье.

Наконец, война в Ливане несколько отвлекла внимание американского общественного мнения от неудач в Ираке.

Что касается России, то ее устраивает перемещение основного центра военного напряжения подальше от своих границ — от Ирана в Ливан. При этом, правда, под ударом оказались основные на сегодняшний день центры внешнеполитического влияния России в регионе — Ливан и Сирия, которые еще с советских времен являются основными точками оперативного присутствия российских спецслужб на Ближнем Востоке и остаются последними удобными для Москвы партнерами в регионе. Так, Дамаск стал главной базой для работы и в стратегически важном Ираке, где позиции России слабеют (особенно после истории с похищением и убийством в Ираке российских дипломатов). В последнее время заметно активизировались экономические и военно-технические связи между Сирией и Россией. В частности, сирийцы планируют привлечь российскую сторону для развития инфраструктуры своих морских портов, наземного и авиатранспорта. Под ударом оказались российские контакты с такими организациями, как ХАМАС. Налаживая связи с этим палестинским движением после его победы на выборах, Москва стремилась расширить сферу своего влияния в регионе. Теперь же на лидеров ХАМАС Израиль ведет настоящую охоту.

ПерецОднако в целом развитие событий на Ближнем Востоке пока напрямую не угрожает России, и это самое главное. Сдержанная реакция на вторжение в Ливан со стороны Тегерана и Дамаска снижает риск полномасштабной войны в регионе и перекройки границ, о которой задумались в Вашингтоне и которая непременно затронула бы интересы России, негативно сказалась бы на безопасности нашей страны. Так, согласно опубликованной в июньском номере американского Armed Forces Journal работе Ральфа Петерса с красноречивым названием «Кровавые границы. Как будет выглядеть улучшенный Ближний Восток», в регионе фактически не останется нетронутых границ. Должны измениться конфигурации таких стран, как Турция, Иран, Азербайджан, появится независимый Курдистан и другие. Понятно, что этот процесс не может проходить мирно и косвенно затронет Россию, куда могут устремиться потоки беженцев из тех же Азербайджана, Ирана и Турции. План мирного урегулирования с введением миротворцев в Южный Ливан вполне устраивает Россию, поскольку позволит сохранить влияние на ближневосточные процессы. По крайней мере, выигрыш во времени просто позволит Москве лучше подготовиться к предстоящему переделу и, возможно, выступить со своим проектом нового Ближнего Востока. Именно поэтому официальная позиция российского МИДа внешне приняла столь привычный с советских времен проарабский оттенок.

Принесение в жертву

Сегодня основные споры вокруг израильско-ливанской войны связаны с условиями введения миротворческого контингента. С самой идеей размещения многонациональных сил на юге Ливана, которая возникла практически у всех сторон одновременно, примерно через неделю после начала войны, никто не спорит. Спор идет о деталях резолюции СБ ООН — кто первым и на каких условиях прекратит огонь и отведет войска, под чей эгидой — НАТО или ООН — будут работать миротворцы и т. д. Все это имеет значение для крупных игроков вроде США, Ирана, России, которые хотят сохранить максимум возможностей для влияния на ситуацию (см. «Приемлемого плана пока нет»). Главное — миротворческий контингент будет размещен в Ливане. Но вряд ли это значительно улучшит положение Израиля. Наоборот, размещение миротворческого контингента в Южном Ливане чревато для Израиля новыми проблемами, гораздо более серьезными, чем даже нынешняя война с «Хезболлой».

Во-первых, шиитская группировка обладает ракетами с двухсоткилометровым радиусом действия, что позволит ей продолжить смертоносные атаки на израильские города из центральных районов Ливана (разоружать «Хезболлу» никто не собирается по причине неосуществимости данного предприятия). Во-вторых, ракеты можно будет запускать и из зоны ответственности ООН — ввиду мобильности ракетных установок и возможной помощи со стороны армии Ливана, подразделения будут размещены на юге страны. А ответить на эти атаки израильтяне уже не смогут, рискуя быть обвиненными в агрессии не просто против соседнего государства, но против всего международного сообщества в лице ООН. В результате еврейское государство окажется просто беспомощным. Израильские же жалобы в ООН, по сложившейся в этой организации традиции, скорее всего будут попросту игнорироваться. Начиная войну и согласовывая с США идею размещения миротворцев в Ливане, о таком варианте развития событий в Иерусалиме, по-видимому, не подумали.

Михаил Чернов, «Эксперт» №29(523), 14 августа 2006

 
 

Молодёжное движение за возрождение Алании КЪОРД