Зачем ЕС Закавказье

Автор: Administrator
13.03.2006 г.

Зачем ЕС Закавказье

На юге обостряется борьба за сферы влияния

ЕСЕС не считает Россию «чистой Европой». Поводов для подобного заключения выдвигается достаточно: отсутствие у нас «полноценной демократии», существующее якобы нарушение основных прав и свобод граждан, чеченская проблема. Если воспринимать эти аргументы в качестве уже определившегося политического евростандарта, то вслед за Россией к европейским государствам можно отнести большую часть стран на постсоветском пространстве. Но так не считают в Брюсселе.

Первоначально Брюссель включил в свою программу «Расширенная Европа: новые соседи» Белоруссию, Украину и Молдову. Недавно на заседании Евросоюза в Люксембурге Ирландия, как страна — председатель ЕС, представила положительное решение о включении стран Южного Кавказа в инициативу «Расширенная Европа: новые соседи». Окончательное решение по этому вопросу будет принято в Брюсселе на саммите ЕС. В этой связи спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе сообщил журналистам о том, что же будет означать для Азербайджана, Грузии и Армении «примерка европейского платья». Во-первых, ЕС собирается принимать более активное участие в политических и экономических процессах, происходящих в этом регионе мира. Во-вторых, в долгосрочной перспективе планируется создать там зону свободой торговли с целью «достижения полной экономической интеграции с ЕС». На первом этапе политика льготного партнерства с новыми кавказскими соседями предполагает реализацию двусторонних планов, которые позволят сторонам за три—пять лет сблизиться друг с другом. На реализацию этой программы Еврокомиссия намерена выделить в 2004—2005 годах 255 миллионов евро.

На бумаге, конечно, все выглядит гладко. Проблема в другом: будет ли способствовать осуществление чисто марксистского тезиса ЕС (экономика определяет политику), скажем, урегулированию карабахской проблемы с учетом интересов конфликтующих сторон, абхазского или грузино-осетинского конфликтов? Или демократизации режимов в государствах Южного Кавказа согласно представлениям Брюсселя о демократии? Вряд ли. И это хорошо понимают многие европейские аналитики. Тогда в чем же дело и почему Объединенная Европа так настойчиво рвется на Кавказ?

Прежде всего потому, что Брюссель приступает ко второму этапу «большой игры», обозначив свою реперную точку в этом регионе мира, чтобы в перспективе выступить в роли геополитического противовеса растущему там американскому влиянию. Во-вторых, вывод России за пределы программы «Расширенная Европа: новые соседи» означает попытку перевести урегулирование острых кавказских проблем прежде всего на европейский уровень. И в-третьих, при случае разыграть карту нынешних лидеров государств Южного Кавказа, или привести их режимы к политическим стандартам Европы, или же, заклеймив «политическим позором», свергнуть, как это было в Грузии, руками сформированной еврооппозиции. Далее, если размышлять логично, то Абхазия, не желающая ни в какой форме входить в состав Грузии, должна быть со временем признана самостоятельным государством. Аналогичный процесс может произойти и с Южной Осетией. Не случайно сегодня ряд кавказских аналитиков уже организует вброс в российские СМИ тезиса о возможности создания в будущем независимого государства Осетии (включая южную и северную части).

Сложнее с проблемой Карабаха. Если Баку не добьется поставленных целей возвращения отторгнутых территорий политико-дипломатическими средствами (не важно, кто будет тут рулить — Россия, Европа или США), то нельзя исключать варианта вооруженного конфликта. Вот и выходит, что фактически ЕС на Кавказе становится самостоятельной геополитической силой, способной кроить политическую карту региона исходя из своих представлений о значимости того или иного государства. Что из этого получится — мы скоро узнаем. А пока на Южном Кавказе, вопреки утверждениям некоторых местных лидеров, формируется новая дуга напряженности. Так всегда бывает, когда отказываются от любви к ближнему и ищут счастья на чужбине.

\r\n

Станислав Тарасов
"РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 24(59), 25 июня 2004 г