Мы все в ожидании важного политического события в жизни Осетии – выборов Президента РЮО.
Эти выборы важны для нас по двум основным причинам.
Во-первых, молодая осетинская политическая традиция к настоящему моменту не успела сформировать какие-то устойчивые, незыблемые институты власти, которые можно наблюдать, к примеру, в Западной Европе, где «правила игры» установились давно, опробованы много раз и служат своего рода механизмом, обеспечивающим стабильность различных политических процессов. Эти институты различными путями обеспечивают должную селекцию и отбор политических лидеров, и далее, посредством многоканальной обратной связи с общественностью, корректируют поведение властных органов, страхуют общество от возможных одиозных действий и решений руководства страны.
Ясно, что этого «институционального капитала» у нас сейчас нет – а это в свою очередь обусловливает особую важность личностного фактора. В отсутствие вышеупомянутых общественных систем цена ошибки при выборе конкретных людей, которым мы доверим принимать и реализовывать решения, очень высока.
Второй фактор важности предстоящих выборов – исторический этап развития РЮО, или выражаясь словами литературных героев Фазиля Искандера: «время, в котором стоим».
Юг Осетии пережил в 2008-м очередную войну, а скорее даже кульминацию войны перманентной, ведущейся против нас с 1989 года.
Мы получили признание России!
Все хорошо помнят, как долго мы ждали это событие и как много надежд мы связывали с ним. В сознании рядового жителя Южной Осетии признание было некой чертой, точкой, после которой жизнь обретет новое качество.
Но последующие 3 года жизнь преподнесла нам ценный урок – благоденствие не наступает автоматически даже после такого долгожданного события. И восстановление республики с вступлением в последующую стадию развития не происходит само собой, даже после получения внушительной и всемерной помощи братского народа России.
Оказалось, что дело не только и не столько в оппортунистическом поведении каких-то чиновников, сколько в новизне вставших перед нами задач. Говоря попросту, выяснилось, что мы пока не научились созидать. Все предыдущие годы мы провели в окопах и в какой-то момент это обстоятельство стало нашим коллективным оправданием того, что республика в экономическом застое и какого-то прогресса, в общем-то, нет. Теперь, в новых реалиях Южная Осетия надежно защищена Россией от новой агрессии, и спокойствие пришло на нашу землю, а ссылки на военные события в оправдание текущего положения, со временем становятся всё более несостоятельными.
Таким образом, перед новым президентом и его командой возникнут качественно новые задачи мирного строительства, которые требуют овладения иным инструментарием, иным понятийным аппаратом и категориями мышления.В контексте предстоящих выборов эти новые подходы можно попытаться найти в политических программах партий, движений, общественных организаций, которые не собираются стоять в стороне от происходящих в республике процессов.
Изучая программы, активно выдвигаемые в последнее время политическими движениями и группами Южной Осетии, мы приходим к выводу, что в наибольшей мере соответствует требованиям времени программа общественно-политического движения «Рухс Фидаен».
Попробуем обосновать свое мнение.
В своем программном обращении «Рухс Фидаен» довольно точно идентифицирует ключевые проблемы, стоящие перед республикой:
Истощение и размывание человеческих ресурсов - количественное и качественное.
Негативные тенденции в этой области подрывают сами основы осетинской государственности. И этот вопрос в программе логически увязывается с проблемами семьи и необходимостью каким-то образом поддержать традиционные ценности Осетии в области семьи и брака.
Далее, наряду с констатацией факта качественных негативных тенденций в демографии, что в частности подразумевает ослабление кадрово-профессионального потенциала населения республики, подчеркивается необходимость личной, экономической свободы и всеобщего, равного доступа к образованию.
Мы считаем этот пункт особенно важным: полноценное развитие общества невозможно без полной и ничем не ограниченной реализации личностного, творческого потенциала отдельных его членов в самых разных областях жизнедеятельности.
Нам нужны люди состоявшиеся – на любой стезе, будь то бизнес, наука, искусство и т.д. И для этого как минимум необходимо отсутствие преград к самореализации, барьеров к любым не запрещенным или не опасным для общества видам деятельности. В этом и состоит идея экономической свободы.
Наконец, даже простая констатация, казалось бы, банального тезиса о том, что человек в конечном итоге должен «помочь сам себе» - выглядит необходимой в наших условиях, когда массовое сознание привыкло перекладывать всю ответственность с гражданина на государство.
Политическая программа «Рухс Фидаен» фактически провозглашает очень важный этический принцип: человек должен обрести всю полноту личной свободы, одновременно уравновесив ее всей полнотой ответственности за себя и своих близких.
И это не просто отвлеченная философия. Признание личности свободной и ответственной за себя лежит в основе определения гражданина и соответственно, гражданского общества.
Последовательная реализация данного принципа в рамках государственной политики ведет к множеству позитивных последствий пронизывающих все стороны жизни.
Таким образом, в программе «Рухс Фидаен» прослеживается определенный стержень, платформа.
Мы полагаем, что это программное обращение может стать основой для более развернутого документа, излагающего подробное представление того, как и каким образом должна развиваться республика в рамках данного видения.
Исходя из вышесказанного мы считаем необходимым выразить поддержку программному обращению лидера общественно-политического движения «Рухс Фидаен» Алана Кочиева, и выражаем надежду, что этот конструктивный призыв найдет отклик среди патриотически-настроенных групп нашего общества.
Председатель Московской общественной организации «Землячество-ИР»
Георгий Габаратэ